Кентавры (др.-греч. Κένταυροι, ед.ч. Κένταυρος) в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают
Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.
Происхождение образа и названия Слово «кентавр» (др.-греч. κένταυρος, сentauros), или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: сenteo — колоть и tauros — бык, которое может интерпретироваться и как убийца быков или охотник на быков, и как погонщик быков или даже ковбой.
Образ кентавров предположительно возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён:
скифов,
тюрок,
касситов или
тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками — основой хозяйства кочевников было скотоводство.
Согласно
эвгемерическому истолкованию античного времени, это были юноши из деревни Туча, которые изобрели верховую езду и перебили диких быков; либо люди из города Пелефроний, где был найден способ приручать лошадей.
Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка. Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже семантически, образы кентавров и гандхарв весьма схожи.
Мифы Кентавры считались потомками
Иксиона и
Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на
Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры.
Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так,
Хирон считался сыном
Зевса и кобылицы
Филиры,Фол — сыном
Силена. Иногда кентавров считают потомством
Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.
Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя
Геракла и некоторых других героев.
Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва
лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов
Пирифоя.
Жили кентавры в горах
Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей
Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались
сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в
Элевсине.
Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла
Деяниру, но был сражён стрелой с ядом
Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.
Женщины-кентавры Кентавриды (лат. Centaurides, в просторечии кентаврицы) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую их путали с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно.
Наиболее известной кентавридой является
Гилонома, жена
Киллара (Циллара). Она единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе
Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.
Также в
Одиссее Гомер описывает детенышей кентавров. Вопрос чем выкармливались детеныши у кентавров — грудью или выменем — не описан.
Классический облик кентавра Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс. Как геральдическую фигуру кентавра не следует путать с онокентавром, последние на гербах иногда изображались без передних ног.На иллюстрациях (книжных миниатюрах) кентавры иногда превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.
По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.
Кентавроиды Существует немало вариаций внешнего вида кентавра. Например, он может быть крылатым. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды».Вот некоторые из них:
Онокентавр — человек-осёл, олицетворяющий в средневековой мифологии двоедушного человека;
Букентавр — человек-бык;
Керасты — «рогатые кентавры»(человеко-буйволы), рожденные от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите.
Леонтокентавр — человек-лев
Ихтиокентавр — создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коня и человека.